Интегрированный урок литературы и искусства
Урок предназначен для учащихся 9 класса.
Урок проходит в компьютерном классе. Имеется смарт доска.
На столах листы бумаги, ватман, карандаши, фломастеры, краски, глянцевые журналы.
Тема урока : « О красоте человеческих лиц»
Цели урока: развитие умений учащихся размышлять о красоте внешней и внутренней, умение анализировать поэтические тексты, развитие способностей к размышлению о живописном портрете, умение находить необходимую информацию в Интернете, развитие эстетических способностей учащихся.
Урок призван помочь учащимся разобраться в вопросах эстетических и этических предпочтений.
Тема урока актуальна для подростков и взрослых. Тема была предложена учителем, он и разрабатывает при поддержке учеников основную стратегию урока.
Учащиеся работают в группах, обеспечить их активность помогает актуальность темы, приёмы и методы, позволяющие каждому проявить себя ( одни находят информацию, другие приводят её в систему, обобщают, находят иллюстрирующие примеры )
Во время урока работа учеников не оценивается, за домашнюю работу будет выставлена оценка.
Этот урок можно провести в нашей школе, если к нему технически тщательно подготовиться.
На этом уроке используются следующие средства ИКТ : компьютер, Интернет.
Самые важные моменты урока : поиск информации, работа в группах, умение выступающих о красоте говорить красиво.
Достоинство урока - в актуальности темы, в приобщении к Прекрасному.
Итоги урока поможет выявить рефлексия.
Учитель помогает работе всех групп, ученики, помогающие в разработке урока,назначаются консультантами.
Содержание урока.
Демонстрируется эпизод из художественного фильма Э.Рязанова, звучит романс «Облетают последние маки».
Многим знаком этот романс из кинофильма «Служебный роман». Автором слов является замечательный поэт 20 века Николай Заболоцкий. Вы, наверное заметили, как неразрывно связаны Человек и Природа в стихах прозвучавшего романса, а в эпизоде фильма мы увидели городские пейзажи, уголки московских парков, лица разных людей. Поэта всегда привлекали человеческие лица, он размышлял о магическом воздействии на нас, людей, Красоты.
Примечательно, что в 1955 году Н. Заболоцкий написал 2 стихотворения на эту тему – «О красоте человеческих лиц» и «Некрасивая девочка»
Слушаем оба стихотворения в профессиональном исполнении ( аудиозапись )
- Какая тема роднит оба этих стихотворения? ( красота, красота физическая, красота духовная)
- Что такое красота? Поработайте в группах и определите, что значит для вас это слово, с чем оно ассоциируется? Обратитесь к электронным словарям www.gramota.ru . Есть ли критерии КРАСОТЫ ?
Учащиеся работают в группах, затем выступают с наработанным материалом представители групп.
Найдите на сайтах ( http://rarities.artrussia.ru ) живописные портреты, которые, по-вашему, соответствуют тем критериям красоты, которые были выработаны в группах.
Дайте 3-5 определений, по которым вы считаете изображённых на портретах людей красивыми.
Учащиеся работают в группах, ищут в Интернете портреты, выбирают, обсуждают.
Выступление представителей от каждой группы. На смарт доске демонстрируются живописные портреты.
На смарт доске слайды презентации - стихотворение Н.Заболоцкого и портрет А.П.Струйской художника Ф.Рокотова. Звучит аудиозапись стихотворения «Портрет».
- Красива ли А.П. Струйская, изображённая живописцем?
- Что более всего поразило в портрете Струйской Н.Заболоцкого? Внешняя ли красота так необычайно волнует поэта?
Учащиеся обсуждают вопросы в группах.
Выступления представителей групп.
Стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
- Воспользуйтесь электронными словарями www.gramota.ru и дайте значение следующим словам : «портал», «сычуг», «лачуга», «неказистый». Перечитайте строки стихотворения, где встречаются эти слова.
Обратите внимание на композицию стихотворения. На сколько частей его можно разделить? ( 2 части )
Какие бы вы подобрали эпитеты к разным лицам, упомянутым в стихотворении ? ( «мёртвые» лица, «живые» лица )
Каждой группе предлагаются строки из стихотворения, соответствующие определённым типам лиц.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Как связаны «внешнее» и «внутреннее» в описании этих лиц?
Как вы относитесь к таким лицам? Есть ли в вашем окружении знакомые, о лицах которых вы могли бы сказать строчками из стихотворения Н.Заболоцкого.Это могут быть лица известных всем людей, сошлитесь тогда на них.
Обсудите и нарисуйте то лицо, которое вы представили. Если в группе нет художников, найдите в глянцевых журналах подобные лица, сделате коллаж.
Выступают представители групп, демонстрируя портреты, коллажи, отвечают на вопросы.
Запишите ваши мысли ( 5-7 предложений)по поводу услышанного в виде небольшого текста.
Через некоторое время члены группы обмениваются написанными текстами, обсуждают прочитанное.
Стихотворение «Некрасивая девочка»
- Кого напоминает девочка?
- Какими словами определяет поэт внешние данные героини стихотворения? ( «лягушонок», «дурнушка» )
- Найдите критерии внешней непривлекательности девочки.
- Почему же образ девочки так дорог поэту?
- Какие поэт находит эпитеты и метафоры для описания «иной» красоты героини?
- Как вы поняли последние 4 строчки стихотворения?
- Какую красоту ценит поэт?
Учащиеся самостоятельно работают в группах, отвечают на вопросы,а затем все вместе пишут текст ( 10 предложений )на тему «Это лицо обратило на себя внимание всех присутствующих»
Зачитываются тексты, написанные в группах.
- Что делает человека, внешне непривлекательного, необычайно красивым? Приведите примеры, ими могут стать всем известные личности. ( Найти соответствующий сайт в Интернете)
В группах обсуждаются кандидатуры. Составляется кластер, под каждой фотографией слово-характеристика. Члены групп размышляют над аргументами к вопросу.
Каждая группа отвечает на вопрос, а на смарт доске демонстрируются кластеры из фотографиЙ известных людей.
Рефлексия.
Легко или трудно было говорить на предложенную тему?
Какие чувства были у вас во время групповой работы?
Как вы думаете, стоит об этом говорить на уроках или это слишком щепетильная тема?
Помогают ли художественные тексты, живопись, фотографии понимать природу людей?
Домашнее задание: написать сочинение « Меня поразило лицо этого человека»
Monday, March 10, 2008
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment